Тканый пояс как аксессуар начинает снова заявлять о себе и в современном мире.
Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию изделия, тканые на бердо и дощечках - пояса и очелья в древнерусской старославянской традиции с обереговой символикой. Пояс - общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью и повседневной, и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и так дальше. Концы поясов украшали пышными разноцветными кистями, которые иногда составляли несколько ярусов. Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).
Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.
Кисти пояса символизируют корни родового древа, связь с плодородной функцией земли.
Основных способа ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответственности и неизвестно, чего от него можно ждать. Также подпоясанная одежда лучше согревает и обеспечивает свободу движений во время труда.
Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов.
С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Тайные свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе.poyasa-i-ochelya-2
В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. Широким мужским поясом спеленовывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Пояс выступает почти всегда в роли оберега. Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе (чакра "Живот" - Жизнь). Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.
Обереговые свойства пояса знахари и ведуны при необходимости могли усилить определенным заговором или зарядить по Рэйки.
Каждое изделие - это неповторимая атмосфера родовых воспоминаний времен Древней Руси, возрождение Духа, укрепление Духа и создание целостности Души посредством носимых обереговых изделий. Каждое детище неповторимо, оно выполнено руками и аккумулирует в себе множество сплетений божественных чувств и эмоций, ведь во время творчества Мастерицы входят в медитативное состояние и подключаются к Божественному источнику и черпают энергию и информацию из РОДовой памяти.
О том, как применять пояса, можно прочесть на страничке "Пояса в Древней Руси. Применение поясов".
Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканая, металлический обод) для поддержания волос. Так называли и перед девичьего кокошника («очелыш», «оцёлыш», «очёл»). Очелья носят как женщины, так и мужчины во всех варнах. У витязей, князей и ведунов на очелье могут располагаться камни, способствующие раскрытию энергетического центра ясновидения и других способностей.
Какие нитки и для каких целей
Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шерсть закрывает пробои в вашей энергетике. Лён действует умиротворяюще и успокаивающе.
Мужские пояса. Узоры для мужских изделий выбираются такие, которые способствуют духовному росту, развитию, упорядочиванию пространства, защиты себя и других, развитию мужественности и открытию Силы.
Женские пояса. Узоры для женских изделий всегда содержат в себе информацию о плодородии и засеянном поле, достатке, это узоры с изображением Берегинь Рода - Макоши и Лады, это узоры для здоровья и гармонии внутри себя и в семье.