Среди семи таинств Церкви (крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство,  елеосвящение) одно таинство, специально посвящено исцелению человека. Оно называется соборованием, или елеосвящением, когда семь священников (сейчас практически семь не получается), молятся над больным специально, чтобы он был поднят от болезни. Иногда, после этого таинства, человек очень быстро умирает. Но умирает спокойно, умиротворенно. Это происходит в тех случаях, когда человеку пора уйти и исцеление заключается в успокоении души и помощи ей в уходе из этой жизни. Интересно, что если раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, то теперь,  чаще – в церкви, сразу для многих людей. Особенно удивляет практика совершения массовых соборований в Великий пост, что оправдывается православными богословами, конечно же, не материальными соображениями, а исключительно тем, что все грешны и здоровых людей нет. Какое уж тут может быть исцеление? Но,  как говорят священники, благодать обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Понятно, что такое проведение обряда не предполагает «в четвертых», т.е. покойников, поскольку для лежачего больного обряд явно не подходит. Как правило, в болезни человек соборуется один раз. Детей до 7 лет не соборуют.
  У протестантских церквей нет таинства елеосвящения, но они устраивают общие молитвы об исцелении.

  Есть в христианстве и целители. Сам Христос был целителем. И до Него были целители, и после Него были святые, которые исцеляли. Но Его исцеления были знаковыми. Это были не только акты милосердия, это были  принципиально новые уроки великого Учителя, который прямо указывал на связь болезни с уровнем духовности. В Евангелии (Ин.5:14) Иисус говорит одному больному, которого исцелил: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Это значит, что здоровье физическое без нравственного перерождения невозможно, потому что значительная часть наших болезней является следствием нашей греховности, ее порождением, прямым или косвенным. Может быть, стоит  с этой позиции подходить и к заповедям Божиим? К глубочайшему сожалению, современная медицинская наука и практика очень далеки от такого понимания. Человек здесь воспринимается лишь  как физическое тело, над которым и производятся различные химические эксперименты, смело называемые лечением. Отсюда и результат.
В Священном Писании и в Предании упоминаются следующие целители: апостол Петр, пророки Илия и Елисей,  святитель Алексий Московский, преподобные Антоний Великий, Федор Сикеот, Сергий Радонежский и Серафим Соровский, преподобная Евпраксия, святые мученики Флор и Лавр, святой праведный Иоанн Кроштадский и др.
В целом список заступников в болезнях велик. Только в православии он насчитывает более ста святых. Но самый известный из них - великомученик и целитель Пантелеймон. Он помогает и взрослому и ребенку от всякого недуга.  Молитвы к этому святому реально работают. Икона  с его ликом в доме желательна.

  Есть в Церкви и особые молитвы, в которых мы испрашиваем у Бога здоровье. Молитвы к Господу и святым угодникам  Божьим можно найти в «Молитвослове». «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5: 16), – сказано в Священном Писании. В храме служатся молебны о здравии души и тела. Самый сильный молебен, который лучше всего заказать в храме – «молебен о здравии с водосвятием и чтением акафиста». Большое значение имеет и личная молитва,  с просьбой об исцелении.
Считается, например,  что молитва к святому Сергию Радонежскому  исцеляет от «сорока недугов». Молитва Иоанну Предтече может помочь при невыносимой головной боли. Равноапостальному князю Владимиру молятся для исцеления от глазных болезней, а священномученику Антипе – от зубной боли.
Православные христиане чаще всего обращаются к святому, имя которого они носят, с просьбой помолиться о них перед Богом. Такого святого называют святым угодником и скоропомощником. Для общения с ним надо знать тропарь - краткое молитвенное обращение. К Святым следует обращаться  с любовью и верой.
  С просьбой об исцелении обращаются и к архангелу Рафаилу. Его имя означает "исцеление Божие". В христианстве и иудаизме, Рафаил - могущественный целитель, как людей, так и животных. Он ведёт не только духовную целительскую работу с больными и пострадавшими, но и подсказывает целителям, как пользоваться земными снадобьями. Целители могут мысленно взывать к Рафаилу, прося у него руководства. Рафаил также помогает будущим целителям с обучением. Считается, что Рафаила можно призвать и от чьего-то ещё имени. Рафаил придёт туда, куда его приглашают, но он не может вмешаться, если на то не будет доброй воли того человека. Если страдающий человек отказывается от духовного исцеления, его нельзя заставить.
    Изображают Рафаила держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами, а в правой — остриженное птичье перо для помазывания ран. Встречается изображение и с крупной рыбой в руке. Это отсыл к Книге Товита в Святом Писании — архангел приказал Товию поймать рыбу, а затем научил юношу, как при помощи рыбьего желчного пузыря излечить слепоту отца, а также прогнать демона, воскуряя сердце и печень животного. (Иными словами, архангел научил человека по сути чернокнижному магическому ритуалу с жертвоприношением. И в этом нет ничего удивительного, поскольку вся церковная практика, в том числе и Таинства, есть не что иное, как магические обряды и ритуалы,  в основном связанные с миром мертвых.)     

  Также существует традиция получения  исцелений и от мощей святых угодников и от чудотворных икон. Икона становится рабочей после ее открытия (освящения). Такую икону можно помещать над постелью  больного или просто в его комнате и она будет исцелять человека. Молитва к Господу, Пресвятой Богородице или святому, изображенному на иконе, во много раз усиливает это целительное воздействие. Каждая икона святого или Пресвятой Богородицы имеет дар исцеления определенных недугов. Так,  «Тихвинская» - при болезнях детей, «Всех скорбящих Радость» - от болезней горла, «Взыскание погибших» - от болезней глаз, головной и зубной боли, «Утоли моя печали» - от скорби и печали, «Казанская», «Успение» Киево-Печерская - от различных недугов телесных, «Неупиваемая Чаша» - от пьянства. Различных икон Богородицы очень много, все трудно и перечислить.
Традиционна в применении и маленькая освященная икона в виде медальона – «панагия». В отличие от крестика «панагию» можно надевать поверх одежды. Кроме целительного воздействия на организм человека, она еще выполняет и защитные функции как оберег. 

Сергей Барс.