http://s2.uploads.ru/t/S1TDY.jpg
Эта руна демонстрирует различие между экзотерическим и эзотерическим подходами. Руна Лагуз символизирует воду и поток. И в этом ее главный секрет. Многие люди, не знакомые с традицией, приписывают ей свойства Нептуна, стихии воды, иногда Рака, Рыб. На самом деле этой руне соответствует Меркурий, великий обманщик. Ошибочно рассматривать этот принцип поверхностно — как рассудок, ум, интеллект. Этот принцип скрывает множество подводных камней. Именно в соблазне Меркурия заключаются многие беды современной цивилизации. В чрезмерно серьезном, наивном и излишне трепетном отношении к слову. Меркурий — это действительно поток, это действительно вода. Недаром говорится: когда человек много разговаривает, то он «воду льет».
Символическое поле

Течение жизни (3 и 6 астрологические дома: незначительные рост и обновление).
Любовь, интуиция, эмоции как противостояние соблазнам Меркурия. Только с помощью любви, только с помощью отточенной интуиции и только посредством доверия своим эмоциям, своим переживаниям человек может избежать соблазнов рассудка. Только опираясь на жизнь чувства возможно преодоление ограниченности ментальных моделей. Только в сердце своем человек может почувствовать ошибочность и ложность тех или иных рассудочных установлений, постичь то, что сокрыто за Меркурием. Меркурий больше скрывает, чем разъясняет. Он больше декларирует, нежели реально содержит. Рассудок мнит себя главным началом жизни и претендует на первенство относительно других психических процессов и явлений.
Благополучие есть результат контакта с жизненной Силой. Рост благосостояния за счет изобретательности, т.е. за счет умения следовать потоку жизни. Эта стихия находится под покровительством Гермеса. Он поддерживает мошенников, воров и управляет процессами умелого перераспределения богатств.
«Меня обманывать нетрудно, я сам обманываться рад». Великий соблазн Меркурия заключается в умении вести людей туда, куда им подсознательно уже хочется идти. В этом феномен мошенничества, воровства, обмана как такового. Не существует таких мошенников, которые бы обманули совершенно честного человека. Мошенник обманывает такого же мошенника, как и он сам.
Чаще других обманывается тот, кто считает себя очень умным. Тот, кто доверяет своему мышлению и не полагается на интуицию, рано или поздно оказывается жертвой обмана. Обманывают тех, кто считает себя необманываемым — такова великая правда о лжи.
Человек должен быть готов к тому, что все, что он знает, окажется не таким, как ему хотелось бы видеть, и соответственно к пересмотру картины мира. В любой момент жизнь может отменить старые описания, представления и дать более четкую и ясную картину мира.
Манипуляторы и мошенники действуют в пределах реальности того, кого они обманывают. Они тонко улавливают внутренние предпочтения и ловко манипулируют ими (обычно то, на чем нас можно «купить», можно увидеть в наших лицах). На этом феномене построена психотерапия. Опытный психотерапевт не по словам, а по реакциям (поведение, настроение, интонация) определяет, чего хочет клиент. Фактически в этом заключается искусство исцеления души, искусство вождения людей, так называемое духовное учительство: люди получают то, к чему они стремятся. И ничего, кроме этого. Если же человеку дают то, что ему не нравится, исходя из его сегодняшних представлений, человек начинает сопротивляться, нервничать, он начинает отторгать знания, которые ставят под угрозу то, что он уже имеет. И поэтому многие духовные учителя дают то, что хотят слышать их ученики. Многие наставники оказываются квази-наставниками, т.к. они дают то, что хочется увидеть, узнать, услышать, почувствовать их наставляемым. Таковы соблазны рассудка, соблазны предубежденности.
Фактически мы имеем дело с суеверием. С верой, обретенной всуе, мелкой, поверхностной, не укорененной в подлинных ценностях, в глубинах души; с верой ненастоящей, верочкой, веркой. Именно эта верка определяет многие отношения между людьми. Подлинные интимные отношения, действительно высокие и продуктивные, являются скорее исключением. В основном в обществе действует руна Лагуз, руна воды, потока, ментала и обмана. Однако это вовсе не означает, что вытащив руну Лагуз, нужно все события, связанные с нею, считать обманом или иллюзией.
Лагуз символизирует неверное понимание происходящего, связанное с ошибочными рассудочными моделями. Великое средство общения между людьми, язык человеческий (также являющийся прерогативой Гермеса), устроен словно специально для обмана. Он способен связать воедино то, что не является обязательно причиной и следствием, однако субъективно люди воспринимают такие построения как доказательные. Нам хочется верить, что эти вещи связаны друг с другом. Мы слишком привыкли к связности в уме всего со всем, чтобы сопротивляться такими построениям. И манипулятор этим пользуется. Нужно только уловить, учуять, услышать, к чему неосознанно стремится душа собеседника — и направить ее туда.
Человек опытный не доверяет словам. Он доверяет своим чувствам, тому внутреннему ощущению истинности, которое никогда не бывает окончательным, которое всегда грешит капелькой сомнения. Но кроме него у человека нет вообще никаких критериев. И чем более зрелым и весомым он становится, тем меньше он доверяет словам, фразам, высказываниям, аргументам. Зрелость человеческая сопряжена с неверием в слова и доверием вибрации, эмоции, интонации. Лозунги могут быть прекрасными, и в то же время скрывать банальное корыстолюбие.
В жизни мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, как говорят психологи, оратор конгруэнтен. Он императивно вещает какую-нибудь чушь, и мы верим его словам. Почему? Потому что практика социальной жизни доказывает нам: человек, убежденный в своих словах, уже прав. Хотя на самом деле это качество является результатом обычной психотехнической тренировки.
Путь рассудка извилист. И если Вас ведут по прямой, то Вас ведет дьявол. Сама линия рассуждений подвержена постоянным перерывам постепенности. Человеку свойственно сомневаться, искать, противоречить, потому что такова структура языка. Структура человеческой речи содержит противоположения, противопоставления, несоответствия, неточности, неясности. И если кто-то захочет добиться от языка идеальной стройности, построить непротиворечивую модель мира, описать мир непротиворечиво, едино, целостно, последовательно, то он обязательно упадет в яму глупости. Упустив возможность интуитивной оценки истинности он обязательно свалится в грех мудрствования. Людям же кажется, что чем аргументированнее посылки, чем стройнее связаны слова, тем они истиннее. На самом деле стройность таких словесных рядов свидетельствует лишь о попытке убедить, то есть заставить принять то, что нужно убеждающему.
В этом смысле показательно само изображение руны Лагуз — полустрела. Она указывает направление, но словно не до конца, словно не совсем правильно. Вроде все идет, как по плану. И вдруг появляется возможность сделать поворот на пути. Вот эта возможность уклонения на пути присутствует в самой руне и в самом интеллекте. В нем сокрыты противоречия (за которыми нужен глаз да глаз), он содержит возможность ошибки, даже если мы пытаемся быть безупречно строгими в своих суждениях и логических построениях.
Изображение руны похоже на багор или крючок. Причем этот крючок можно использовать как для ловли рыбы, так и для художественного вязания, вязки. А что такое речь оратора, как не искусная вязь, которой опутывается немощная душа человеческая?
Главный императив руны Лагуз очень прост: без переживаний правды не найти.
Искусство жить, понимать, действовать заключается не в умении говорить, а в умении чувствовать. Лагуз требует воспитания ощущений, чувств, совести, интуиции. Если мы полагаемся на книги, учителей и т.д., то мы уже подвержены соблазну, ибо лишаем себя возможности проверить сказанное, лишаемся пробного камня.
Люди уповают на кого угодно, кроме самих себя, Они не учатся стоять на обеих ногах, потому что не любят учится, а любят принимать все готовым. Они не любят зарабатывать опыт ценой своих ошибок, не любят страданий, потому что уверены в ненужности страданий. Они не хотят понять, что всякая трудность — это возможность получения опыта. А потом обижаются, когда другие их обманывают. Чему удивляться? Ведь они сами создали предложение спросом на истину, приносимую кем-то, извне, а не выплавляемую в сердце в ходе собственных рассуждений.
Только святое поведение является защитой от недобросовестных людей. Только искренний свет, жизнь во внутренней истине является гарантией того, что никто не обманет человека. Однако люди привыкли полагаться на слово. А в результате — уклонение на уклонение, полуправда на полуправду и обман на обман. И поэтому естественно понятным становится утверждение эзотериков: «Во внешнем мире опоры нет». Это утверждение редко принимается всерьез. Людям кажется, что твердый фундамент — это истинная долговременная опора. Они не понимают того, что единственная опора человеческая — в сердце. Единственный камень утверждающий — глубины интуиции. Единственное место, где мы можем быть в безопасности — это наша собственная душа. Мир — иллюзия. Порождения рассудка, цивилизации, ментала насквозь лагузные. Так устроена жизнь человеческая. И если не развивать в себе критерия истинности, если не учиться вырабатывать интуицию, то совершенно естественно оказаться в плену всевозможных концепций и доктрин.
Умолчания, полуправда, предвзятость — эффективные формы лжи. Предвзятость нередко выступает под видом акцентирования отдельных моментов. Манипуляторы используют притягивание внимания к отдельным частям, к отдельным моментам, тем самым перекашивая целостное и системное видение, дестабилизируя его и затем уводя в нужную сторону.
Люди ожидают лишь того, что они уже как бы приняли внутри себя. Однако часто они боятся получить предвосхищаемое. И этот страх человеческий перед возможностью наступления тех или иных событий позволяет манипулировать ими, т.к. к страху очень легко и удобно апеллировать. «На дурака не нужен нож..».
Предубеждение человеческое коренится в элементарном безбожии. Люди постоянно моделируют всевозможные ситуации и выбирают из таких моделей им подходящие. Они попадают в капкан ожиданий, предвосхищений, предубеждений и закрываются от реальности. Они отмахиваются от интуиции и во все глаза и уши ищут подтверждения ожидаемого — и находят. Эзотерически этот феномен выражается поговоркой: «Кто чего боится, то с тем и случится».
Человек, который сильно чего-то боится, начинает вести себя так, что сам попадает в ловушку, а затем говорит: «Так я и знал». Тем самым он получает главную награду — подтверждение собственной «прозорливости».
Соблазн Лагуз заключается еще и в чрезмерном доверии к объективности. Люди, не развивающие интуицию, стремятся найти опору. И это понятно: само по себе мышление текуче и переливчато, хаотично и аморфно, поэтому оно спешит на чем-то закрепиться. И люди привыкают доверять объективному, тому, что можно пощупать. Однако чрезмерное доверие к «объективности» рано или поздно парализует наш выбор: мы не в состоянии различать правду и ложь, мы подавлены этой объективностью. Она является для нас убедительной, так как мы не привыкли полагаться на интуицию. Мы подавлены объективностью, потому что интуиции предпочитаем внешние доказательства.
Такое чрезмерное доверие к объективности переносится и на слова. Слова знакомы, привычны. И нам кажется, что слово — это что-то настоящее и стоящее. Однако поэты, литераторы, философы знают, сколь легко управляемо слово, сколь легко оно переливается, деформируется, искажается, искривляется. Но мы доверяем словам повсеместно, словам других и своим собственным. Внутри нас постоянно происходит внутренний разговор. Мы поддерживаем собственное бытие словами, не понимая, что можем ошибаться в них. Например, женщина постоянно убеждает себя: «Я некрасивая, я некрасивая..». и привыкает к звучанию этих слов. Хотя на самом деле она вполне хороша. Но слово поработило ее и уничтожило. Оно стало какой-то странной частью ее самой.
Навязанное, слово изменяет физические черты. Тело действительно становится другим. И человек страдает, тоскует под собственным же гнетом. Виной всему — привычка к повторению одних и тех же слов. Человеку трудно изменить их в силу какого-то странного стереотипа: раз я сказал, то буду и дальше придерживаться сказанного. Люди не хотят менять мнения, позицию, не хотят течь и меняться. Они любят гранитность, скальность, бетонность — все то же чрезмерное доверие к объективности. И только когда человек понимает, что он эфемерен, а жизнь поточна, тогда он спокойно относится и к себе, и к словам. Он знает, что утром проснется совсем новым человеком, а через несколько недель станет совсем другим. А что будет через год? Кто знает... Когда такие переживания поселяются в человеке, значит слова уже не имеют над ним власти. Он не доверяет «объективным» оценкам других людей, потому что они тоже могут ошибаться. Такого человека уже не устраивают усредненные эталоны и критерии. Он не доверяет количественному, массовому авторитету.
Авторитет — это масса, количество, якобы презентирующее качество. На самом же деле качество может присутствовать только в нашей собственной душе. Постоянно приобретая новые представления, ощущения, понимания, человек должен научиться отказываться и от них в пользу более развитого, тонкого, совершенного, ради обретения более качественного понимания.
Такого человека трудно посадить на цепь определений. Он текуч, неуловим, размыт в пространстве, как волна. И поэтому свободен. Единственным критерием истины для него является он сам. В этом нет гордости Эго, а присутствует внимание к переживаниям. Вот так глубоко стихия воды сокрыта в меркуриальной Лагуз. Но не стоит забывать, что на поверхности находится все тот же Меркурий.
Неустойчивый корабль приведет к погибели. Поэтому человек должен уметь плавать сам, какой бы хороший корабль у него ни был. В море не берут людей, не умеющих плавать. В любую минуту корабль может получить пробоину. И тогда... Слова и есть такой корабль. К сожалению, во многих случаях люди зависят от этого «плавучего чемодана». Они не обращают внимания на развитие несловесных переживаний и невербальных презентаций истины. И все же трудиться над созданием в себе переживания истинности придется. Поток, вода течет, изменяется, развивается безостановочно. И никакая меркуриальная плотина не сможет его остановить. Человек волен стать таким потоком. И тогда он научится справляться с любыми трудностями и обманами, потому что невозможно обмануть того, кто никому не верит (в хорошем смысле).
Эксплуатируются всегда подсознательные предпочтения. Поэтому мы должны очень внимательно относиться к тому, чего же мы желаем на самом деле. Для понимания собственных желаний необходима внутренняя честность. Именно она является защитой от манипуляторов. Наиболее обманываемы подозрительные люди, не знающие себя. Человеком, который знает свои слабости, который глубоко изучил себя манипулировать очень трудно.
Самопознание оказывается великолепным средством защиты от недобросовестных людей. Манипуляторы ориентируются на то, о чем мы как бы не догадываемся, но к чему втайне стремимся. Чем больше человек узнает самого себя, тем сложнее поддеть его на крючок Лагуз. Внутренняя честность и открытость — замечательнейший щит против любых попыток позволить использовать себя.
Подлинная защищенность зависит от качества внутренней честности.
Самый большой грех — считать себя внутренне честным при отсутствии такого качества.
Людям свойственно использовать те или иные формы манипуляции, подсознательно просвечивая друг друга. Человек, желающий сманипулировать, может не осознавать, насколько тонко и сложно организован весь процесс. В его сознании жива лишь задача принудить, заставить, уклонить. А затем происходит таинственный процесс взаимодействия двух подсознаний. И если мы внутри не вычищены, если мы себя не знаем, то почти наверняка окажемся жертвой подобного ловца.
Человек, страстно желающий уклонить нас в нужную ему сторону, достигнет поставленной цели. Сопротивление ему может быть только одно: изучать себя, чего мы на самом деле хотим, насколько мы серьезно или несерьезно относимся к себе, сколь велико наше чувство собственной значимости. Без такой работы мы беззащитны. Кроме внутренней честности, иной защиты от манипуляторов просто не существует. Людям свойственно подсознательное манипулирование, потому что общество, хотим мы признавать это или нет, стоит на лжи и взаимном обмане. Это обусловлено многими факторами: и структурой языка, и характером жизни, и необходимостью поверхностного баланса интересов и т.д. Не изучающий себя человек автоматически попадает в цепи общественного подсознания.
Корабль ума должен быть устойчивым и управляемым. Человек должен уметь думать в разные стороны. Мысль — это орудие, средство, инструмент в наших руках. Однако мы рассматриваем собственные умственные построения как некую реальность, с которой приходится иметь дело. В этом заключается ошибка, связанная с неправильным пониманием Лагуз. Корабль ума должен быть легко управляемым и направляемым. Но не дай Бог превратиться в раба, прикованного цепями к этому кораблю. Мы должны быть капитанами. Это легко сказать и нелегко сделать. Но нам полезно хотя бы знать о самой возможности изменять направление движения ума. Самое простое упражнение — попытайтесь кому-нибудь что-нибудь доказать. А через некоторое время с таким же усердием докажите обратное и проанализируйте, что же происходит с Вами в этот момент.
Эзотерики считают, что в человеке живет некая реальная фигура, которую условно назвали «Выстраиватель аргументов». Когда мы пытаемся что-то доказать, мы как будто пускаем вперед собаку: «Куси его!»
Человек должен стать хозяином рассудка. Он должен научиться доказывать кому угодно и что угодно, но только для того, чтобы понять механизм ментальной манипуляции и таким образом почувствовать, где правда, а где ложь. Иногда создается такое ощущение, что человеческая психика функционирует с помощью слов, кроме которых в ней больше ничего нет. Но когда начинаешь упражняться, внутри вдруг высвечивается какой-то интуитивный Жрец, стоящий за Выстраивателем аргументов. Ему-то видно, что вытворяет ловкач Гермес. Мы должны настроиться на вторую фигуру, почувствовать ее, понять. Это сложно, потому что рушится картина мира, утрачиваются ориентиры. Поиск интуитивного Жреца в себе происходит не сразу, результат проявляется медленно, год за годом.
Если человек хочет жить счастливо, он вынужден отправиться на поиски интуитивного Жреца. В обычной жизни очень трудно идти этим путем, потому что это путь вглубь себя. Потому что ощущается собственная множественность: есть Выстраиватель аргументов, а есть Мудрец, который знает все. И в какую минуту мы вдруг обнаруживаем, что и мудрому Жрецу тоже свойственно ошибаться. Но все-таки мы можем его будить, удерживать на нем луч внимания и видеть то, что есть на самом деле. Выстраиватель аргументов занимается оправданием наших грехов. Он закрывает нам глаза на многие истины, делает нас пассивными и агрессивными. Путь труден, но без непредвзятого рассмотрения собственных глубин рассчитывать на обретение истины бесполезно.
Лагуз, может быть, самая страшная руна. Она ставит под сомнение всю нашу жизнь. При ближайшем рассмотрении наше существование оказывается обыкновенной черной магией. (Напомним ее определение: черная магия — это скрытое влияние с целью извлечения личной выгоды.) И оттого, что мы в неведении уповаем на свою достоверность, от этого положение дел не меняется. Когда эзотерики говорят о необходимости преодоления лжи, то прежде всего речь идет о самообмане, об избавлении от иллюзии безупречности и постоянной правдивости. Человек должен понять, когда он правдив, а когда нет. Только с этого может начаться путь к истине, путь внутрь, путь наверх. Ибо никогда не прозреет тот, кто предпочитает шоры.
Когда приходит Лагуз, прежде всего необходимо расслабиться и переоценить ситуацию, помня о том, что мы находим лишь то, что ищем. Есть очень хороший критерий, который используется многими искателями истины. За Жрецом сокрыта еще одна фигура, символизирующая волю в человеке, высшее духовное начало. Это так называемый Деятель. И если мы живем правильно и движемся к свету, то этому Деятелю истинно радостно. Если мы спокойно можем всмотреться в это ощущение и отделить его от внешних неприятных переживаний, если Деятель хочет двигаться и дальше по этому болезненному и сложному пути, значит мы движемся действительно к себе.
Обратная Лагуз

Ситуация понимается неверно. Необходимо кардинально изменить критерии оценки ситуации.
Опасность чрезмерного доверия к собственному мнению.
Соблазн легкого пути и воровства. Вы можете отойти от истины и пойти по пути наименьшего сопротивления. Тем самым в Вас гасится жизнь Духа. Вы можете стать несчастны.
Огорчение и убыток при обратной Лагуз связаны с некачественностью приобретения. Значит мы пошли не в ту сторону или нахватали лишнего, не нужного нам. Говоря словами А.Тарковского, «совершили грех, который есть излишество».
Метафоры Лагуз

Мультфильм «Ежик в тумане» — обретение жизненного пути, стратегии, миссии.
Плывущий корабль. Метафора символизирует поступательное движение по воде, одновременно легкое и неодолимое, целеустремленное и неторопливое.
Прием, используемый в фильмах А.Тарковского: медленный наезд камеры. Уникальная эзотерическая находка художника, который сумел передать движимую недвижимость мира.
Персонажи Лагуз

Профессиональный психотерапевт.
Остап Бендер. Его высшая серьезность заключалась в том, что он ни к чему не относился серьезно.
Граф Калиостро, использовавший первое правило волшебника.
Мантические значения прямой Лагуз

Ситуация: зов жизни.
Вызов: подключение к естественному ходу вещей.
Предостережение: поверхностные рационализации.
Указание: ощущайте происходящее всеми возможными органами чувств.
Совет: можно разрешить себе все, что не запрещено.
Утешение: доверяйте своей иррациональной интуиции.
Мантические значения обратной Лагуз

Ситуация: порог на реке.
Вызов: сохранить целостность.
Предостережение: жесткая фиксация внимания на чем-то одном.
Указание: не форсируйте события конкретными действиями.
Совет: необходимо сохранять внутреннее равновесие.
Утешение: большая часть грядущих испытаний — пустые фантомы.
Человек по-настоящему защищен тогда, когда он не заинтересован лично в происходящем. Высочайшее качество безличности является ключом ко всем достижениям. Личная заинтересованность, пристрастность, предубежденность, конструирование ожиданий и аргументов — прерогатива ментальной части Эго. Чтобы овладеть ключом к свободе от управляемости, к преодолению податливости на внешние влияния, необходимо анализировать собственную заинтересованность. Пока она остается без нашего внимания, почти наверняка нас разыгрывают в той мере, в какой мы лично заинтересованы.